Информация для посещения
Николо-Богоявленский собор находится на Никольской площади, в месте пересечения двух каналов – Крюкова и Грибоедова, которое петербуржцы называют Семимостье – с него открывается вид сразу на семь мостов.
Адрес
Санкт-Петербург, Никольская площадь, дом 1/3.
Ближайшие к собору станции метро:
- Садовая
- Спасская
- Сенная площадь
От метро до собора примерно 1 км, поэтому можно воспользоваться наземным транспортом.
На расстоянии около 5 минут пешей прогулки от собора находятся автобусные остановки, добраться до которых можно различными способами:
- Никольская площадь: автобусы № 49, 50, 181, маршрутное такси № К-7, К-62, К-195, К-212
- Ново-Никольский мост: трамвай № 3
- Проспект Римского-Корсакова, д. 39: маршрутное такси № К-2, автобусы № 2, 3, 27, 50
График работы
с 06:30 до 21:00.
В свободное от церковной службы время по предварительной договоренности туристы могут прослушать экскурсию с рассказом об истории собора.
Стиль барокко в архитектуре: примеры итальянских архитекторов
Ранний барокко (ca. 1600-1625)
Самые великолепные примеры барокко архитектуры являют собой церкви в Италии. Пионером направления был Карло Мадерно, автор фасада базилики Святого Петра в Ватикане. Построенное различными архитекторами на протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков, здание в целом представляет собой смесь компонентов эпохи Возрождения и Барокко.
До него над базиликой работали различные архитекторы (особенно Микеланджело). Мадерно выдвинул главный вход вперед и откорректировал пропорции купола, вытянув его вверх. Фасад самой Базилики, спроектированный им, — это свое маленькое чудо.
Базилика Святого Петра (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro) — католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана
Он содержит ряд типичных элементов барокко. В их числе
- разных стилей колонны: двойные (близко стоящие парами), разноуровневые (из колонн большего размера выделяются колонны меньшего), огромные, на несколько этажей;
- разорванные фронтоны, которые в нижней и/или верхней части имеют разрыв, часто с орнаментом или другим декором.
Все эти элементы перешли из эпохи позднего Возрождения и Маньеризма. Мадерно разбивает колоннаду и горизонт фасада на интервалы статуями и другими украшениями и идёт дальше. Смешивает стили, чередует квадратные колонны с круглыми. Аналогично этому, фронтоны над окнами и дверями также чередуются закругленными и треугольными конструкциями. Все двери и окна отличаются друг от друга.
Тем не менее, все это буйное разнообразие регулируется и контролируется для создания симметрии. Общий эффект — живописно и увлекательно.
Высокий барокко (ca. 1625-75)
Два главных имени в архитектуре высокого барокко — Бернини и Борромини. Оба работали в основном в Риме.
В базилике Св.Петра есть два шедевра Джованни Лоренцо Бернини. Один из них — четырехэтажный балдахин (крытый купол), который стоит над высоким алтарем в центре базилики. Другой — площадь, обрамлённая колоннадой в виде симметричных полукружий. Создавая панорамный эффект, она притягивает глаз к базилике в центре. Сверху колоннады 162 статуи католических святых обеспечивают разнообразие.
Барочная Колоннада Бернини перед базиликой Св. Петра
Данный проект Бернини не имеет аналогов: все ряды колонн совмещаются и виден строго один ряд, если встать в определённую точку на площади. Это место помечено белым мрамором. Попытки повторить эффект были безуспешными.
Парадная лестница Ватиканского дворца, спроектирована им таким образом, что кажется длиннее и выше, чем она есть на самом деле. Он создал оптическую иллюзию, обманул глаз, чтобы исправить строительную ошибку предшественников.
Барокко в архитектуре. Балдахин и парадная лестница (Скала Регина) собора Св.Петра в Ватикане. Арх. Бернини
Наиболее известным зданием Бернини, является небольшая церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале («Св.Андрея на холме Квиринал»). Этот холм является одним из семи холмов Рима.
Франческо Борромини был мастером архитектуры криволинейной стены. Хотя он проектировал много больших зданий, самой известной и влиятельной его работой называют небольшую церковь San Carlo alle Quattro Fontane («Св.Карло в четырех фонтанах»). Это здание также находится на холме Квиринал (первое фото статьи). Здесь мы видим его архитектурные инновации в стиле барокко — использование кривых поверхностей. Прямые линии были заменены плавными извилистыми, что придало зданию свое характерное барочное чувство. Взгляд наслаждается видом округлых окон и изящным изгибом фасада
В Италии заложена основа барочных тем, которые повторялись снова и снова в архитектуре барокко других стран:
- использование кривых,
- введение нерегулярных украшений и дизайна,
- подчинение нерегулярности симметрии и
- включение оптической иллюзии в архитектурный дизайн.
Нарышкинское барокко
Примером нарышкинского барокко может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, расположенный на правом берегу реки Яузы в Лефортове (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец). Архитектор Д. Аксамитов.
Фасады дворца разделены ритмически расположенными пилястрами коринфского ордена. В плане композиция дворца представляет собой замкнутое каре, принятое на Руси. Цветовое сочетание фасада: красный и белый цвета. Строительство закончено в 1698 г.
Лефортовский дворец. Арх. Д. Аксамитов. Строительство закончено в 1698 г.
Характерные черты барокко
Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при возведении городских дворцов, резиденций, монастырей. Архитектурные решения придворных зодчих подчинены одной идее: удивлять и восхищать.
Форма
Главной особенностью барокко является создание искривленного пространства, где плоскости и объемы – криволинейны и перетекают друг в друга, в планах преобладают эллипсы и прямоугольники.
В дизайне фасадов широко используется раскреповка, когда часть стены выставляется чуть вперед или наоборот заглубляется вместе со всеми элементами. Получается чередование выпуклых и вогнутых секций с эффектом пространственной иллюзии. Еще более выразительной фасадную композицию делают всевозможные эркеры, башни и балконы.
Ордер
Отличительный признак барочных зданий – сознательное нарушение пропорций в античной ордерной системе.
Части ордера (база, антаблемент, капитель) растягиваются, накладываются друг на друга, скручиваются; прежде гармоничная структура (соразмерная человеку) приобретает массивность и рваный ритм.
Внешний и внутренний декор
К основным чертам барокко относят также чрезмерное украшательство, дававшее немало поводов для обвинений в безвкусице.
Стены практически исчезают под лепниной, росписью, резными панелями, скульптурами, колоннами, зеркалами. Стремление к гигантизму проявляется в тяжеловесной мебели, огромных шкафах, лестницах. Если говорить о барокко кратко, то это стиль излишеств. За счет чередования освещенных и затененных зон, настраиваемого бокового освещения мастера создавали оптические эффекты расширения пространства. Золотистые, голубые, розовые цвета задавали торжественную атмосферу.
Связь с окружающим пространством
Наше описание стиля барокко было бы неполным без акцента на союз построек с прилегающей территорией: городской площадью, парком, садом. Это была прогрессивная тенденция, здания стали восприниматься единым целым с ландшафтом: отныне фонтаны, скульптурные композиции, разбитые дорожки и газоны – полноправная часть дворцовых ансамблей.
Материалы и отделка
Даже самый удачный гарнитур и грамотно обставленная обеденная зона будут плохо смотреться без соответствующей отделки. Барокко — это один из немногих стилей, у которого имеются весьма строгие требования к отделке, где нельзя искать компромиссы.
В списке отделочных материалов значатся: керамика, мрамор, гипс, натуральная древесина, натуральный и искусственный камни, обои, роспись, шелк, фрески и пр.
Даже на небольшой площади, пространство можно легко обыграть лепниной
Стены
Солидный дизайн-проект часто включает в отделку стен такие решения, как:
- создание гипсовых ниш;
- использование фактурных обоев с ажурными узорами;
- шелкографию;
- мраморные колонны и накладки.
Нередко приглашаются художники, которые вручную раскрашивают стены фресками на околобогемскую тематику.
Характеристика цветовая гамма обычно обозначается исходя из гарнитура, который чаще всего делается на заказ. Преобладают бежевый, бронзовый и золотой цвета. Касательно фартука, он обычно представлен керамической или мраморной плиткой.
Также в барокко можно найти отделку стен с элементами классицизма
Пол
Пока что строительный рынок не может предложить ничего лучше плитки, что могло бы также точно подчеркнуть всю помпезность и дороговизну проекта. Также нередко стелют гранитные или мраморные плиты.
Касательно визуального эффекта встречаются решения с «шахматной расцветкой», но чаще выбирают однотонную плитку из свойственной барокко цветовой палитры. Периодически можно найти варианты с ажурными узорами.
Кухня барокко с гранитной плиткой
Потолок
Именно потолок является ключевой фигурой отделки помещения. Тут по большому счету полет фантазии ничем не ограничен. Гипсовая многоуровневая архитектура, большое количество лепнины с позолотой, художественная роспись, продуманные композиции — все будет подчеркивать помпезность стиля барокко.
Уровневая архитектура потолка на кухне в стиле барокко
Скорее всего не нужно упоминать, что стандартные натяжные потолки для интерьеров царского стиля не используются.
Русское барокко
Вызывающий архитектурный стиль, популярный в Европе, прижился и в России, но с местными особенностями. В России архитектура барокко прошла через три этапа:
Московское барокко — стиль, содержащий как барочные элементы, так и детали древнерусской архитектуры;
Петровское барокко — стиль, одобренный Петром I и подражающий образцам немецкой, шведской и голландской архитектуры того времени;
Елизаветинское барокко — гибрид московского и петровского барокко с элементами итальянского, популярный во времена Елизаветы Петровны.
Дворец Апраксина-Трубецких в Москве. Елизаветинское барокко. Depositphotos
История церкви
Один из самых красивых соборов и храмов Санкт-Петербурга тесно связан с историей морского флота России. Еще при Петре I между Мойкой и Фонтанкой образовалась Морская слобода, где поселились те, кто трудился над созданием мощного российского флота. Одноэтажные казармы занимали моряки, служившие на военных кораблях. На память об этом сохранились старые названия – Канонерская улица и Канонерский переулок.
Для духовного окормления моряков в 1714 году «в светлицах» полкового двора сделали часовню, куда приходили священники из Александро-Невской лавры. В 1733 году для моряков устроили новую полотняную церковь в большой рубленой избе.
Через 10 лет на плацу Морского полкового двора, рядом в будущим Крюковым каналом, поставили деревянный храм и разбили возле него небольшое кладбище. К большому приходу было приписано почти 3,5 тысяч моряков, не считая их родителей, жен и детей.
В 1752 году князь Михаил Голицын попросил российскую императрицу Елизавету Петровну поставить в городе новую каменную церковь и освятить ее в честь небесного покровителя моряков и странников – Святителя Николая. Для строительства предполагалось использовать средства Морского ведомства, «мостовые» деньги и частные взносы.
Проект здания поручили Савве Ивановичу Чевакинскому. Талантливый зодчий был учеником самого Франческо Бартоломео Растрелли и служил штатным архитектором в Адмиралтейств-коллегии. Как образец он использовал красивый собор в Астрахани, который в свое время очень понравился Петру I.
В первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге возводили одноглавые храмы со шпилем, подобные Петропавловскому собору. Идея Чевакинского построить пятиглавый собор вызвала удивление. Новый Никольский храм ознаменовал возвращение православной архитектуры к традициям допетровского зодчества.
В первоначальном проекте Чевакинского собор был небольшим. Но сильные наводнения на Неве внесли коррективы. Чтобы пол не заливала речная вода, постройку решено было поднять над землей и значительно увеличить в размерах. Закладка нового храма прошла летом 1753 года. Первый камень в основание собора заложил архиепископ Сильвестр.
Всю церковную утварь для богослужений купили на средства Адмиралтейств-коллегии. Изящное медное паникадило привезли из Нюрнберга. Иконы для собора написали известные изографы Мина и Федот Колокольниковы, а резной иконостас сделал искусный мастер Игнатий Канаев. Металлические конструкции для глав изготовили в Туле на заводе П. А. Демидова, колокола отлили на московском заводе Мозжухина.
Нижний храм был освящен в 1760 году, а верхний – в 1762 году. Присутствовавшая на торжественном событии императрица Екатерина II повелела именовать храм «Морским собором».
Так была определена его особая роль в жизни русских моряков. Год за годом здесь праздновали долгожданные военные победы, служили благодарственные молебны и панихиды по погибшим. Кроме того, Екатерина II подарила собору 10 икон в дорогих золоченых ризах.
Шли годы, но первоначальный вид церкви почти не менялся. В XIX столетии и начале прошлого века при храме существовали женская богадельня, школа, приют и благотворительное общество. В 1901 году на втором этаже собора соорудили печи, поэтому помещения стали теплыми.
Октябрьская революция и последовавшие за ней события напрямую сказались на положении старинного собора. В 1918 году храм получил статус приходского. Через несколько лет из здания изъяли все церковные ценности — серебряные и позолоченные сосуды, ризы и кресты весом 328 кг. Часть храмовых реликвий удалось выкупить прихожанам, но взамен они внесли в казну равное по весу количество серебра.
В 1933 году в Ленинграде приняли решение прекратить колокольные звоны. Через год с колокольни Никольского собора сняли все 13 колоколов общим весом более 20 тонн и отправили их на переплавку. На долгие годы собор остался «безголосым».
Вид на соборную колокольню
При советской власти храм не закрывался. В годы войны прихожане собрали много пожертвований в фонд обороны города. Общая сумма взносов превысила 4,7 млн рублей. Чтобы здание меньше страдало во время вражеских налетов, его маскировали сеткой, а купола и кровлю окрашивали в защитный цвет. До 1999 года собор выполнял роль кафедрального храма города.
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Meбeль
Meбeль в дизaйнe бapoккo нe дoпoлняeт интepьep, a cчитaeтcя oдним из ключeвыx элeмeнтoв. Ни oднo дpyгoe cтилeвoe нaпpaвлeниe нe пpeдъявляeт к нeй тaкиx cтpoгиx тpeбoвaний – тoлькo экcклюзив, кoтopый нe пpoдaют в pядoвыx мaгaзинax. Для изгoтoвлeния мeбeли выбиpaют copтa дpeвecины, кoтopыe пoддaютcя пoлиpoвкe и имeют opигинaльнyю фaктypy, нaпpимep opex, эбeнoвoe дepeвo.
Изыcкaннaя peзьбa и yзopы yкpaшaют кaждый пpeдмeт мeбeли
Для пpeдмeтoв мeбeли в интepьepe бapoккo xapaктepны тaкиe пpизнaки:
- Bитиeвaтыe, плaвныe фopмы и oтcyтcтвиe ocтpыx yглoв.
- Oтдeлкa инкpycтaциeй, бpoнзoй, cлoнoвoй кocтью, пoлyдpaгoцeнными кaмнями, пepлaмyтpoм.
- Изoгнyтыe cпинки, выcoкиe витыe нoжки, эффeктнaя peзьбa.
- Oбивкa из дopoгиx и бoгaтыx ткaнeй – бapxaт, шeлк, пapчa.
Oбивкa мягкoй мeбeли yкpaшeнa pacтитeльным opнaмeнтoм, кoтopaя oтличнo coчeтaeтcя c peзными дeтaлями
Кpoвaть в cтилe бapoккo – внyшитeльныx paзмepoв, yкpaшeннaя бaлдaxинoм и бaxpoмoй. Дивaны oбязaтeльнo дoпoлняют пapными кpecлaми. Блaгoдapя бapoчнoмy cтилю интepьep пoпoлнили тaкиe пpeдмeты мeбeли, кaк кaнaпe, кoзeтки, cтoлы-кoнcoли. Ecли вы coмнeвaeтecь, впишeтcя ли выбpaннaя вaми мeбeль в интepьep в cтилe бapoккo, фoтo в кaтaлoгax и жypнaлax пoмoгyт вaм в выбope.
Гocтинaя в cвeтлo-бeжeвыx тoнax — oлицeтвopeниe блaгopoдcтвa и yтoнчённocти
Святыни
- икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (Греция, XVII век)
- Тихвинская икона Божией Матери
- частица Животворящего Креста Господня
- икона Божией Матери Троеручица
- Казанская икона Божией Матери
- икона Божией Матери Неопалимая Купина
- икона Божией Матери Знамение
- икона Божией Матери Владимирская
- икона Божией Матери Всецарица
- икона Божией Матери Неупиваемая Чаша
- собор икон Божией Матери
- икона Архистратига Божия Михаила с мечем
- частица ковчега свт. Николая Чудотворца
- рака свт. Феодосия Черниговского
- икона Сретения Господня
- икона Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна
- икона Святителя Спиридона Тремифунтского
- икона вмц. Екатерины
- икона вмч. Георгия Победоносца
- икона вмч. Пантелеимона
- икона сщмч. Вениамина Петроградского
- икона блж. Ксении Петербургской
- икона прав. Иоанна Кронштадтского
- икона прав. Симеона Богоприимца
- икона прп. Геннадия Костромского
- мощевик:
В центральной части мощевика расположена частица древа Животворящего креста Господня, вокруг которой находятся частицы мощей: апостола и евангелиста Луки, пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостола Иакова (брата апостола Иоанна Богослова), апостола Иакова брата Господня, святителя Василия Великого и пророка Иеремии.
Верхний ряд мощей: сщмч. Панкратия епископа Тавроменийского, свт. Иоанна Милостивого, свт. Амвросия Медиоланского, свт. Афанасия Александрийского, ап. Андрея Первозванного, свт. Софрония Иерусалимского, свт. Никифора патриарха Цареградского, свт. Павла исповедника патриарха Цареградского, свт. Тарасия патриарха Цареградского.
Второй ряд мощей: свт. Аверкия еп. Иерапольского, сщмч. Елевферия, свт. Григория просветителя Армении, сщмч. Игнатия Богоносца, сщмч. Анфима Никомедийского, сщмч. Феофилакта Никомедийского, сщмч. Ермолая, вмч. Артемия.
Третий ряд мощей: мч. Калиопия, мч. Евлампия, мч. Андроника, вмч. Анастасия персянина, вмч. Трифона, мч. Нестора, сщмч. Христофора, мч. Севастиана.
Нижний ряд мощей: прп. Петра Афонского, мч. Хрисанфа, мч. Иоанна Бессребренника, мч. Фотинии(Светланы) Самарийской, вмч. Пантелеимона, мч. Параскевы Пятницы, вмч. Мины, мч. Измарагда(Смарагда), прп. Феодора Начертанного.
Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге
Около года назад уже писал об одной из известных петербургских достопримечательностей — «Семимостье», месте, с которого видно сразу семь петербургских мостов. В непосредственной близости от него, на берегу Крюкова канала, расположен один из памятников в стиле барокко, Никольский Морской собор. Возводился он с 1753 по 1762 годы под руководством архитектора С. И. Чевакинского.
Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге
Якоря у входа на территорию
Как добраться на метро
Ближе всех к собору расположен пересадочный узел «Садовая» — «Сенная» — «Спасская». Примерное расстояние до него — 1 200 метров. Добраться до храма можно на общественном транспорте или пешком.
Перейти к карте
Восточный фасад
Собор возводился с 1753 по 1762 годы
Немного истории
В начале XVIII века в излучине Глухой речки (сейчас это канал Грибоедова), западнее Вознесенского проспекта располагался Морской полковой двор и намечалась площадь для военных учений. Изначально для служащих была возведена часовня, затем ее сменила деревянная церковь. Строительство собора началось в 1753 году и проходило в несколько этапов. В течение двух лет возводились стены, следующие четыре года заняло сооружение куполов, отделка же продолжалась вплоть до 1762 года. По поручению князя М. М. Голицына финансирование строительства велось из средств, собираемых за проход по Исаакиевскому мосту.
Оформление балконной решётки
Декор фасада. Ангелы Отдельно стоящая трехъярусная колокольня возводилась с 1756 по 1759 годы. Два нижних яруса имеют вогнутые стороны, верхний — круглый. Венчает постройку купол с металлическим шпилем. Арочные проемы декорированы лепниной. Отражение колокольни в водах канала является одним из классических видов Петербурга.
Колокольня
На верхнем ярусе установлены часы
Вернёмся к зданию храма. Оно спроектировано в виде греческого креста. Венчают его пять куполов. Более крупный возвышается в центре, а четыре меньших распределены по углам. Собор является двухъярусным. Нижняя церковь была освящена в 1760 году, а верхняя — в 1762-м. С этого момента Екатерина II велела именовать храм Морским собором.
Восхищение вызывает не только архитектурный облик собора, но и его внутреннее убранство. Например, резной главный иконостас — уникальный образчик декоративно-прикладного искусства, выполненный столярным мастером С. Никулиным
Привлекает внимание и трехъярусное паникадило, привезенное специально из Нюрнберга
Рядом разбит небольшой сад
Судя по информационному стенду на входе, фотографирование внутри здания запрещено
Собор играл важную роль в религиозной жизни города. В нем всегда отмечались победы русского флота. Впервые это произошло в честь Чесменского сражения. Торжественный молебен проходил в присутствии императрицы Екатерины II.
Неподалёку протекает канал Грибоедова
Вид на колокольню с Крюкова канала
Удивительно сложилась судьба храма в годы советской власти — он оставался действующим. Послевоенное восстановление завершилось уже в 1953 году. А в 1966-м в нем отпевали Анну Ахматову. В Санкт-Петербурге множество соборов и церквей. К самым интересным для туристов я бы мог отнести знаменитый Смольный собор и его колокольню, с которой открывается великолепный вид на город в достаточно непривычном ракурсе.
Каковы особенности барокко
Итальянское слово barocco значит «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». Основной характеристикой этого направления является динамизм (чувство движения). Плавные волнистые линии, богатое украшение и сложность — все это типичные черты искусства барокко. Наконец, впервые с древности архитекторы начали прибегать к оптической иллюзии в строительстве. Они поняли, что обманув глаз, можно сделать большое здание еще более грандиозным, добавив могущества и состоятельности владельцу. Этот приём восходит к древне-греческим трюкам в архитектуре, с помощью которых великие храмы смотрелись просто ошеломляющими.
Полная барочная эстетика возникла во времена
- раннего барокко (около 1600-25),
- а завершилась во время Высокого барокко (около 1625-75); оба периода возглавляла Италия.
Сдержанная барочная эстетика Северной Европы достигла высшей точки во время позднего барокко (около 1675-1725). Эпоху завершил французский стиль рококо (около 1725-1800 гг.), в котором всесилие и драма стиля успокаивались нежной игривостью. Период позднего барокко и рококо возглавляла Франция.
Англию следует также отметить в обсуждении архитектуры барокко по двум причинам.
- Во-первых, этот период показал Кристофера Рена, которого считают величайшим из всех английских архитекторов. Рен разработал множество зданий Лондона после Великого пожара, включая шедевральный Собор Святого Павла.
- Во-вторых, эпоха барокко стала свидетелем роста популярности архитектуры стиля Палладио в Англии в последующий неоклассический период.
Усадьба Узкое
Профсоюзная улица, дом 123
В ХХ веке усадьба Узкое стала известна благодаря тому, что здесь появился санаторий Академии наук. За счет этого до сегодняшних дней она сохранилась в том виде, в котором была до революции: усадебный дом, выездные — Небесные — ворота, парадный въезд, здания оранжерей.
Последним владельцем усадьбы был князь Петр Трубецкой, который использовал Узкое как подмосковную дачу. Он же руководил ее масштабной реконструкцией по проекту архитектора Сергея Родионова. Перестраивали главное здание, в результате оно стало приобретать классические черты с налетом сухой неоклассики, больше характерной для конца XIX века.
В 1918 году здесь организовали совхоз при Московском комендантском управлении. Он был в привилегированном положении, поскольку фактически работал на Кремль. В основном здании сделали санаторий для ослабленных детей, а потом его передали Центральной комиссии по улучшению быта ученых при Совнаркоме. Соответственно, с 1937 года лучшие исследователи страны могли приезжать сюда на отдых. Здесь бывали Владимир Вернадский, Николай Зелинский, Сергей Чаплыгин и многие другие.
Модерн
Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции. Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал
В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру
Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.
В конце XIX века в стиле модерн в основном строились особняки, галереи и магазины. Однако позже он стал более массовым и распространился на доходные дома, религиозные постройки и даже промышленные предприятия.
Подробнее о характерных особенностях, истории зарождения и распространения модерна в России и Европе — здесь.
Северный модерн
Помимо пышных особняков в Петербурге стали появляться дома в более сдержанном и скандинавском подвиде стиля — северном модерне или национальном романтизме. Для него характерно использование натуральных материалов, необработанного камня и фольклорных сюжетов в декоре. Более суровые на первый взгляд дома часто напоминают замки, но их неприступный вид сочетается с изяществом модерна, яркими декоративными деталями, выраженными через витражи, мозаику и майолику. О северном модерне есть отдельный подробный пост.
Выводы
Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).
И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.