Карьера
Переквалифицировавшись из юриста в пилота, Дамир Юсупов достиг поставленной цели и ощутил счастье: «Я на всю жизнь запомнил свой первый полет, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что я сам управляю самолетом, я лечу!»
Самые большие пассажирские самолеты в мире
В 2013 году выпускника, получившего диплом с отличием и свидетельство пилота коммерческой авиации, приняли в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В качестве второго пилота Юсупов работал 6 лет, до 2018-го. В том же переломном году получил диплом Ульяновского института гражданской авиации (направление «аэронавигация») и назначение командиром корабля Airbus A321.
На август 2019-го общий налет пилота, осуществляющего чартерные и регулярные рейсы, составлял свыше 3 тысяч часов.
Сызранские татары гордятся — пилот спас все жизни!
15.08.2019
Летчик спас 234 человека, после того, как отказали оба двигателя из-за попадания птиц в Жуковском.
42-летний пилот «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов – настоящий Герой. Он, как командир экипажа самолета, следовавшего из московского аэропорта «Жуковский» в Симферополь, посадил терпящий бедствие лайнер в кукурузное поле, спас 234 человека, после того, как отказали оба двигателя из-за попадания птиц в Жуковском.
Дамир Юсупов спас 234 жизни!
Дамир Юсупов — татарин. Родился в семье вертолетчика в городе Игарк Красноярского края, потом родители переехали в Сызрань, а последние годы Юсупов жил в Екатеринбурге. С 2013 года он работает в «Уральских авиалиниях». Летает как по регулярным маршрутам, так и по чартерным. Периодически чартерные рейсы заказывают спортсмены, которых необходимо доставить до места соревнований. Например, как рассказал сам пилот, на борту его лайнера побывали хоккейная команда «Ак Барс» и футбольная «Рубин», а также сборная России по фигурному катанию.
Его не сразу приняли в летное училище. В первый раз не прошел медкомиссию, поэтому поступил учиться на юриста и работал в городской администрации. Но мечтать о небе не перестал.
Дамир решил снова испытать удачу и пошёл напролом. В 32 года он всё-таки поступил в Бугурусланское лётное училище гражданской авиации, успешно проучился, окончил с отличием.
– Я на всю жизнь запомнил свой первый полёт, в училище мы летали на Ан-2. Даже не верилось, что я сам управляю самолётом, я лечу, – вспоминает лётчик.
В 2013 году Дамир Юсупов получил свидетельство пилота коммерческой авиации и был принят в авиакомпанию «Уральские авиалинии». Сначала вторым пилотом. Командиров воздушного суда он работает всего год.
Напомним, что жесткая посадка произошла сегодня утром. В А320 «Уральских авиалиний» через несколько минут после взлета попала птица в двигатель, левый двигатель сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала птица, обороты работали нестабильно, второй двигатель тоже заглох. Тяги не хватало, высота плавно падала. До взлетно-посадочной полосы самолет бы не дотянул. Командир взял ручное управление и принял решение сажать самолет в поле. В итоге сели в двух километрах от посадочной полосы.
На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» одна из пассажиров поделилась впечатлениями о случившемся, написав: «15 августа 2019 года стало вторым Днем Рождения».
«Набрали высоту на самолете и упали в поле. Пилот просто спас все жизни», — сообщила она.
«Настоящий Герой! Герой, заслуживающий награды Героя! Невероятная гордость за этого мужественного человека!
Знаю его лично, много лет. Дамир был активным помощником, заместителем Председателя Совета и специалистом по юридическим вопросам в Национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань. Много лет он посвятил деятельности татарской организации. Правдивый, честный, невероятно скромный, воспитанный человек и очень грамотный специалист.
В 2017 году, на праздновании в честь 10-летия Национально-культурной автономии татар г.о. Сызрань, в торжественном зале Драматического театра им. А.Толстого, на главной сцене нашего города Дамир Юсупов был награжден Почетной грамотой.
Дамир – пример для многих, пример для подражания. Он достиг своей цели – стать пилотом, подниматься в небо. А сейчас он спас много человеческих жизней – этот поступок дорогого стоит!
От себя лично и от лица Национально-культурной автономии выражаю восхищение пилотом-героем, истинным татарином, настоящим человеком!», — прокомментировал Председатель Совета НКАТ г.о. Сызрань Ринад Шарафутдинов.
Собкор НКАТ
Уголовное дело
Хотя в новостях вынужденное приземление на кукурузном поле было названо подвигом, а экипаж был представлен к наградам, в Следственном комитете РФ было возбуждено уголовное дело по факту жесткой посадки самолета по части 1 статьи 263 УК РФ. Расследование продолжается и сейчас, в качестве причины задержки называется пандемия коронавируса.
Ряд экспертов критиковали действия Юсупова, доходило даже до утверждений, что пилот мог стать причиной гибели нескольких сотен человек. Юсупов в курсе критики в свой адрес, он признал, что экипаж действительно ошибся, забыв убрать шасси при взлете. В интервью для расследования YouTube-канала Baza он подчеркнул, что для него главное – что все пассажиры живы-здоровы и вернулись к своим семьям.
Самого Юсупова после того случая часто сравнивали с американским пилотом Чесли Салленбергером, который в аналогичной ситуации (после столкновения воздушного судна со стаей птиц) совершил аварийную посадку на воду. Эта посадка вошла в историю как «Чудо на Гудзоне».
Благодарен экипажу, пассажирам и самолету
Командир экипажа считает, что самолет удалось посадить без серьезных повреждений для пассажиров благодаря регулярным практическим занятиям и профессиональным навыкам его команды.
— У нас в Екатеринбурге есть тренажер, на котором мы каждые полгода отрабатываем штатные аварийные ситуации. Поэтому морально и профессионально были к этому готовы.
Экипаж “Уральских авиалиний” отстранили от полетов на время расследования ЧП — это стандартная процедура. Дамир Юсупов надеется, что вернется к полетам.
— Конечно, я планирую продолжить полеты. В настоящее время еще рано озвучивать какие-то причины данной аварии. Сейчас проходит расследование, Следственный комитет собирает необходимые доказательства. Я думаю, что какое-то непродолжительное время я буду отдыхать. Данная ситуация, конечно, неприятная, но она не отбила у меня желание летать, — говорит он.
Командир экипажа поблагодарил всех, кто причастен к посадке рейса “Москва-Симферополь”.
— Большое спасибо всем бортпроводникам, которые очень оперативно сработали <…>. Также отдельное спасибо второму пилоту, который мне оказывал необходимую помощь — озвучивал параметры работы двигателей. <…> Хочу поблагодарить пассажиров. Некоторые из них помогали другим пассажирам. Также я благодарен этому самолету, все-таки он тоже помог нам. Этот надежный самолет не развалился на части, — заключил Дамир Юсупов.
Уход в политику
После отечественного «Чуда на Гудзоне» пилот «Уральских авиалиний» обрел огромную популярность. Его стали приглашать на отечественное ТВ. Так, ему удалось побывать в гостях на вечернем шоу Ивана Урганта.
Популярностью летчика решили воспользоваться в своих интересах власть предержащие. Так, в феврале 2021 года СМИ заговорили о возможном уходе в политику знаменитого летчика «Уральских авиалиний», Дамира Юсупова прочат в кандидаты в депутаты Госдумы.
Поначалу Юсупов не отвергал возможность, но в середине февраля осторожно заметил, что уход в политику означает отказ от полетов, а он сам хочет продолжать летать. Однако уже в конце месяца СМИ сообщили, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев убедил Героя России пойти на выборы от «Единой России»
В региональном списке кандидатов от «ЕР» Юсупов идет под номером три – после самого Куйвашева и соавтора поправок в Конституцию Павла Крашенинникова
Однако уже в конце месяца СМИ сообщили, что губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев убедил Героя России пойти на выборы от «Единой России». В региональном списке кандидатов от «ЕР» Юсупов идет под номером три – после самого Куйвашева и соавтора поправок в Конституцию Павла Крашенинникова.
“Я не считаю себя героем”
Вечером 15 августа летчик Дамир Юсупов, командир экипажа Airbus A321 «Уральских авиалиний», выступил в программе “60 минут” на телеканале “Россия”. В ответ на слова ведущего, что миллионы россиян считают его героем, пилот ответил:
— Честно говоря, я себя героем нисколько не ощущаю. Выполнял то, что должен был. Спасал самолет, пассажиров, экипаж. Я думаю, что это было единственное решение. Каждый пилот поступил бы так же.
В эфире Юсупов рассказал, что подготовка воздушного судна и посадка пассажиров прошли в штатном режиме. Произошел запуск двигателя, экипаж получил разрешение на взлет. Но после отрыва самолета “практически сразу появилась неустойчивая работа двигателя — сначала левого, потом правого”.
— Обороты стали падать, самолет был тяжелый, мощности двигателя не хватало для продолжения полета. И даже для удерживания той высоты, которую мы к тому моменту заняли. Высота была незначительная. Первоначально развернуться, посадить самолет. Но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает, у меня появилось одно решение — садить самолет перед собой, в поле, которое было впереди меня, — рассказал Дамир Юсупов.
Касание с землей в тот момент было неизбежно, добавил он. Поэтому пилот предпринял попытку как можно мягче посадить самолет, чтобы это произошло с наименьшей вертикальное скоростью. Дамир Юсупов в тот момент понял, что нужно сажать самолет “на брюхо”. Летчик отметил, что несмотря на руководящие документы, в таких ситуациях решение остается за командиром.
— Я увидел, что передо мной пересеченная местность, овраги, озера и поля. Принял решение, что безопаснее садить самолет без шасси. С выпущенными шасси самолет может просто закопаться в землю и перевернуться. Последствия могли быть еще хуже, — подчеркнул он.
После полной остановки самолет командир экипажа дал команду на эвакуацию пассажиров. Бортпроводники эвакуировали их из самолета по надувным трапам и увели на безопасное расстояние — 300 метров от лайнера. Старший бортпроводник давал команды пассажирам из мегафона: “Двигайтесь на солнце, вдоль рядов кукурузы…”, — это видно на видеозаписи, пояснил Юсупов.
— Бортпроводник зашел в кабину и доложил, что все эвакуированы. Жертв нет. Я почувствовал, конечно, большое облегчение. Что у нас, более или менее, все хорошо, — вспоминает командир экипажа. — После этого вышел, осмотрел самолет, оценил внешние повреждения. Удостоверился, что все на безопасном расстоянии. После чего вернулся в кабину и позвонил жене.
Аварийная посадка А321
Происшествие с А321 случилось в середине августа 2019 года. Авиалайнер, выполняя плановый рейс до Симферополя, вылетал из международного аэропорта «Жуковский» в Подмосковье. Неполадки Юсупов и члены экипажа почувствовали сразу. Как позже выяснилось, самолет во время взлета столкнулся со стаей птиц. Через пару минут после отрыва от земли диспетчеры получили от А321 сигнал об аварийной ситуации: отказал один из двигателей.
Дамир Юсупов и Георгий Мурзин
Командир запросил разрешение о возвращении и, получив его, попытался вернуться на взлетную полосу. Отказ второго двигателя не позволил добраться до цели и заставил пилотов осуществить экстренное приземление. Юсупов сумел посадить самолет на кукурузном поле. Ситуация развивалась столь стремительно, что сигнал о посадке авиалайнера за пределами взлетно-посадочной полосы диспетчерская получила спустя 3 минуты после взлета.
Самые страшные авиакатастрофы
Дамир Юсупов и экипаж сумели приземлиться без выпущенных шасси и с выключенными двигателями самолета. Но жесткая посадка в Раменском районе, что в 5 км от Жуковского, оказалась счастливой и для 226 пассажиров, и для членов экипажа. Удар о землю смягчило кукурузное поле. Людей эвакуировали по надувному трапу. Выжили все, хотя 74 человека получили легкие травмы.
Самолет восстановлению не подлежит. Во время жесткой посадки оторвался правый двигатель.
На другой день после случившегося командир лайнера и второй пилот Георгий Мурзин получили звания Героев России. Бортпроводникам вручили орден Мужества.
Что известно о командире экипажа
Дамир Юсупов родился в городе Игарка в Красноярском крае в 1978 году. В 90-х его семья переехала в город Сызрань в Самарской области. Отец был пилотом — командиром экипажа вертолета “Ми-8”, поэтому сам Дамир с детства мечтал о небе, рассказывал он порталу “ПроПолевской”. Но он не прошел медкомиссию при поступлении в летное училище, поэтому получил юридическое образование.
Юсупов работал юристом в фонде жилья и ипотеки, а также был заместителем руководителя городской автономии татар, уже на общественных началах. Но в возрасте 32 лет он вернулся к своей мечте — поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, которое закончил с отличием.
Телеканал “Дождь” пообщался с однокурсниками Дамира Юсупова, которые отметили, что он спокойный и ответственный человек, что “уже в училище в нем чувствовался профессионализм”, “летал и учился на пятерки” и в совершенстве знает английский язык.
В 2013 году Юсупов с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и сразу же после выпуска устроился на работу в “Уральские авиалинии”, в 2018-м получил вторую специальность “Аэронавигация” в Ульяновском институте гражданской авиации.
Налет пилота Юсупова составляет около 3 000 часов. Это в два раза больше минимума, необходимого для получения должности командира воздушного судна, уточняет “Коммерсант”.
С женой Натальей летчик познакомился тоже в самолете, когда сам был пассажиром, рассказала она сайту E1. Сейчас они воспитывают двоих детей. В эфире программы “60 минут” прозвучала запись его звонка жене 15 августа, из кабины самолета: “Мы упали на кукурузном поле, все живы, все эвакуировались, все хорошо”.
Даже бывшая гордится
Юсупов воспитывает четырех детей, дважды был женат. С новой женой пилот живет уже 5 лет.
В новом браке с женой Натальей у Юсупова появился трехлетний сын Денислам и семилетняя падчерица Ани. У пилота также есть двое сыновей от первого брака — 13-летний Ильяс и 12-летний Исмаил, с которыми мужчина поддерживает отношения. Они живут с матерью — бывшей женой пилота Аминой в Сызрани, откуда родом Юсупов.
страница Юсупова в Facebook
Как узнало издание, с бывшей женой он развелся в 2012 году, а через два года встретил новую любовь. Его бывшая жена также вышла замуж во второй раз.
«Самое главное, что я скажу о Дамире, что он очень честный человек. Я уверена, что он не мог поступить иначе, когда самолет стал падать. Он по жизни всегда готов поступить как настоящий мужчина, какой бы трудной ситуация ни была», — рассказала о пилоте Амина, бывшая супруга Юсупова.